МДОУ детский сад комбинированного вида №5

Наше дошкольное образовательное учреждение оказывает квалифицированную коррекцию недостатков речевого развития детей.

 

Целью коррекционной работы в детском саду является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.

 

Задачи по коррекции речи:

  • - корректировать дефекты звукопроизношения;

  • - развивать грамматическую направленность речи;

  • - совершенствовать связную речь;

  • - обеспечить готовность детей к обучению грамоте;

  • - обучить детей сознательному, грамотному чтению.

 

С детьми работают высококвалифицированные и профессиональные педагоги ДОУ.

 

изображение

изображение

изображение

Учитель-логопед

Заикина

Надежда Николаевна

Воспитатель

Асютина

Валентина Николаевна

Воспитатель

Полянская

Галина Михайловна

 

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность

 

изображение изображение

 

 

Комплектование группы компенсирующей направленностей

Дети с нарушением речи принимаются в группу компенсирующей направленностей только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения Районной психолого-медико-педагогической комиссии, в возрасте от 5 до 7 лет. Процесс комплектования группы осуществляется в период с 01 июня по 31 августа ежегодно. Предельная наполняемость в группах компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи – 15 детей.

 

Направления работы

Коррекционная деятельность на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

Диагностическая работа – обеспечивает своевременное комплексное обследование и подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого- педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает:

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня зоны ближайшего развития воспитанников с ОНР, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных и познавательных навыков.

Коррекционно-развивающая работы включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

 

Система коррекционной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

 

Логопедические занятия проводятся:

- в старшей группе компенсирующей направленности – 3 раза в неделю;

- в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности – 4 раза в неделю.

На работу с детьми в старшей группе отводится 20 минут, в подготовительной к школе – 30 минут.

 

изображение изображение

 

Индивидуальная работа учителя-логопеда с детьми проводится, в том числе, и во время утренней прогулки, их продолжительность – не более 10- 15 минут. Специалист участвует так же и в ходе проведения режимных моментов, осуществляя живое общение с воспитанниками.

Основными формами и методами проведения коррекционной работы педагога и учителя-логопеда вне непосредственно образовательной деятельности являются:

- специальные дидактические и развивающие игры;

- занимательные упражнения;

- беседы;

- совместные практические действия;

- наблюдения;

- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

- логопедические пятиминутки;

- компьютерные презентации.

В детском саду создано единое коррекционно-образовательное пространство с сетью интегративных связей.

Цель интегрированной работы специалистов, работающих с детьми групп компенсирующей направленности – развитие психофизических возможностей, выразительной связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи,

сенсорных возможностей.

 

Комплексная модель деятельности коррекционно-развивающей работы воспитателей и специалистов

Система, обеспечивающая высокий уровень речевого, интеллектуального и психофизического развития ребёнка.

ВОСПИТАТЕЛЬ

1. Работа по заданию учителя-логопеда

2. Развитие мелкой моторики

3. Развитие психических процессов

4. Развитие познавательной деятельности

5. Работа по устранению вторичного дефекта

 

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

1. Постановка диаграфмального речевого дыхания.

2. Коррекция дефектов звуков

3. Автоматизация звуков

4. Практическое овладение навыками словообразования и словоизменения

5. Формирование уверенного поведения

6. Массаж артикуляционного аппарата

7. Обучение грамоте

8. Адаптация в обществе сверстников

 

Координационная деятельность воспитателей и специалистов.

Координационная деятельность воспитателей и специалистов включает:

Заместитель заведующей по В. и МР:

??совместно с учителями-логопедами составляет годовой план работы ДОУ

??разрабатывает обязательную документацию, контролирует ведение её группе и соблюдение охранительного режима в соответствии с требованиями СанПиН

??анализирует посещение индивидуальных и групповых занятий

??следит за соблюдением единого речевого режима

??помогает оснащению логопедических кабинетов развивающими играми, методической литературой

??отвечает за повышение квалификации педагогов

Воспитатель:

??осуществляет закрепление знаний, полученных детьми на групповых и индивидуальных логопедических занятиях

??знакомится с характером речевого дефекта каждого ребёнка и его речевыми возможностями с целью поэтапной коррекционной работы

??предусматривает закрепление логопедических знаний в процессе выполнения всех режимных моментов

??при планировании непосредственно образовательной деятельности включает задачи коррекционной направленности

Музыкальный руководитель:

??проводит изучение возможностей детей с нарушением речи

??выделяет группу детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях по коррекции общей моторики, координации движений, чувства

музыкального ритма и слуха, составляет график работы с ним и неуклонно ему следует

Младший воспитатель:

??соблюдает требования единого логопедического режима

??оказывает необходимую помощь, становясь непосредственным участником коррекционной работы

??«оречевляет» все режимные моменты на первых этапах пребывания детей в группе

??совместно с учителем-логопедом подбирает и использует в режимных моментах художественную литературу для воздействия на чувства ребёнка, развитие его восприимчивости к слов.

 

Консультативная работа.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

В детском саду во первых осуществляется дифференцированная (с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствие с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей), а во-вторых, индивидуализированная работа, означающая ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение её членов к речевым трудностям ребёнка.

Между учителем-логопедом и родителями устанавливается система непрерывной и эффективной обратной связи, что ставит семью в положение активного субъекта коррекционного процесса.

изображение изображение

 

В работе с родителями используются следующие формы работы:

- индивидуальные и групповые консультации;

- семинары;

- практикумы;

- тренинги;

- наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группе с последующим анализом;

- организация совместной работы взрослых и детей по выполнению.

 

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации, статьи в газете для родителей «Росток» http://uzlovaya5.russia-sad.ru/dlya-vas-roditeli/gazety-dlya-roditelej-rostok), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

В коррекционной работе медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.